ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Правила землепользования и застройки

Правила землепользования и застройки – нормативно-правовые основы, утверждающие территориальные зоны, положения о возведении объектов и порядок правоотношений в сфере градостроительства. Градостроительный регламент создается на уровне нормативных актов органов государственного контроля. Положения носят публичный характер и обсуждаются на совещаниях уполномоченных представителей, после чего происходит утверждение градостроительной документации или пересмотр составленного акта.

Правила землепользования и застройки

Составление ПЗЗ основываются на положениях Градостроительного и Земельного кодексов РФ. Основополагающими актами Правил выступают инструкции и вспомогательные документы, относящиеся к категории федеральной и региональной нормативно-правовой базы.

Вторым источником составления Правил называются нормативные акты и правовые положения, которые контролируют социально-экономические и строительные аспекты в сфере развития городов и сельских поселений. Немаловажными составляющими является сохранение объектов культурного значения и поддержание чистоты окружающей природы.

Правила землепользования и застройки городской или сельской территории предполагают утверждение следующих целей:

  • равномерное развитие городской или сельской территории в соответствии с действующими положениями;
  • поддержание чистоты окружающей среды и щадящее использование ресурсов природы в зоне строящегося объекта;
  • проведение зонирования с учетом градостроительных актов и нормативных предписаний;
  • защита прав собственников земельных наделов, осуществление равных прав при землепользовании и застройке, соблюдение интересов при реконструкции и восстановлении городской и сельской территории;
  • привлечение новых капиталовложений и инвестиций, путем создания условий для застройки местности и равномерного распределения зон.

Правила землепользования и застройки носят характер обязательных для исполнения и не вправе пересматриваться со стороны обязанных лиц. Субъектами правоотношений выступают физические, юридические лица, а также распорядители и уполномоченные органы по ведению контроля за рациональным использованием земли.

Виды градостроительной документации

Законодателем установлено, что градостроительная документация должна включать сразу несколько связующих актов между собственниками земли и распорядительными органами, отвечающими за развитие градостроительной инфраструктуры.

По стандарту, список документации представлен Градостроительным кодексом РФ. Основополагающий акт вобрал в себя следующие документы:

  1. План генерального строительства.

Утверждение генерального плана происходит в рамках развития городского или сельского поселения. Задача состоит из планирования шагов градостроения с учетом особенностей территорий и зонирования местности. Генеральный план отражает подробное развитие земель и освещает вопросы, связанные с застройкой наиболее перспективной площади.

  1. Зонирование.

Проводится в строгом соответствии с предыдущим документом. При разработке зонирования не учитываются основные положения градостроительства. Зонирование – это не нормативно-правовой акт в чистом виде. Однако, документ относится к числу наиболее важных регуляторов строительных положений.

  1. Правила землепользования и застройки.

По сравнению с зонированием, ПЗЗ отражают наиболее расширенные регламенты градостроения. На основе регламента происходит создание и расчет планировки, зонирования, размежевания и дальнейшей застройки территории городского и сельского поселения. Проще говоря, Правила утверждаются в рамках важных особенностей градостроения и подлежат выполнению в соответствии с законом.

Градостроительный регламент

Наделы ПЗЗ принадлежат к числу объектов контроля со стороны градостроительного регламента. Сюда же относится и равномерное использование природных богатств, находящихся на участке предполагаемого расширения.

Порядок и круг действий градостроительных правил основываются на:

  • передаче наделов земли с целью застраивания и эксплуатации территории городского или сельского поселений;
  • равномерном и сочетающемся использовании участков с объектами строительного значения;
  • зонах функционирования действующих правовых отношений в области ПЗЗ прилегающей местности;
  • зонировании обозначенной регламентом земли;
  • улучшении порядка историко-культурного наследия региона;
  • поддержании мероприятий по защите природной среды и распределения нагрузки на ресурсы в процессе подготовки к градостроению.

Наравне с основными положениями регламента, документ не регулирует правоотношения:

  • В пределах территории, включающей в себя объекты истории и культуры – охраняющиеся законодательством РФ как представляющие огромную ценность для поколений.
  • На границах зон, находящихся в общем пользовании.
  • В ряде местностей, где имеются линейные объекты.
  • Земельной массы, основная площадь которой отведена под добычу полезных ископаемых.

Итак, можно сделать вывод о том, что градостроительный регламент составляет основу нормативной документации и регулирует правоотношения, имеющие место быть в процессе эксплуатации почвы в городских и сельских поселениях. Документ находится под охраной государства.

Экспертиза градостроительной документации

Процедура направлена на состав градостроительной документации и на его оценку требованиям указанных выше регламентов. Особой категорией проверки является учет соблюдения санитарных и экологических требований, предъявляемых для охраны памятников культурного наследия. Экспертиза проверяет соответствие пожарным, химическим и промышленным требованиям. Отдельным пунктом идут инженерные достижения и уровень безопасности при застройке прилегающей местности.

Государственная экспертиза градостроительной документации проводится уполномоченными на то органами, а сроки проведения не должны превышать 3 месяцев. По окончанию проведения экспертизы, специалист выносит вердикт в форме положительного или отрицательного заключения.

Важную роль при вынесении заключения играют правила землепользования и застройки. Следование указанным требованиям не создает сложностей с утверждением документации, тогда как игнорирование отдельных положений приводит к отрицательному заключению. В случае несогласия с оценкой эксперта, застройщик вправе подать судебный иск на пересмотр результатов государственной экспертизы. При согласии с оценкой, заказчик обязан внести изменения в проектную документацию. По окончании доработки, следует направить документ на повторную экспертизу.

Экспертом в проведении государственной проверки выступает федеральный орган или Правительство РФ. Порядок и полномочия специалиста закреплены в нормативно-правовых документах на законодательном уровне.

Понятие и состав земель населенных пунктов

Рассматриваемые земли предназначаются для обеспечения градостроения в целях развития инфраструктуры городов и сельских поселений.

Определяя состав земель, следует заострить внимание на зонировании прилегающей местности. Принципы и порядок разграничения зон обусловлены двумя пунктами:

  • благоприятные условия земель для проведения застройки в целях расширения городского или сельского поселения;
  • выделение земель населенных пунктов в обособленную от других земель категорию (черта оседлости).

Земли населенных пунктов имеют собственные границы, благодаря чему формируют определенную территориальную область.  Разработка градостроительной документации состоит из определения обязательного зонирования прилегающей местности. Порядок осуществления возлагается на плечи муниципальных или федеральных представительств.

Земельные участки в зонах поселений – это:

  • жилые зоны;
  • отведенные для производства территории;
  • узловые транспортные магистрали;
  • природные зоны рекреационного назначения;
  • районы по выращиванию сельскохозяйственных культур;
  • объекты военной инфраструктуры;
  • другие наделы.

Состав земель населенных пунктов составляет основу территориальной базы ПЗЗ и сопутствующих областей.

Все статьи
Землеустройство