ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Ограничения в использовании земельного участка

Законодательством РФ устанавливаются основания, по которым земельные участки, находящиеся в собственности частной или юридических лиц, могут использоваться с некоторыми ограничениями. Ограничение прав на землю могут касаться как непосредственных владельцев территорий, так и лиц, которые осуществляют пользование наделом.

Виды ограничений прав на земельные участки:

  • На территории, которые попадают под особый режим использования или находятся в границах санитарно-защитных зон.
  • Земельные участки, попадающие под действие закона о охране окружающей среды, культурных объектов.
  • Одним из видов ограничений является обязательность согласования с государственными и муниципальными органами начала и завершения строительства на участке, который находится в пользовании.

В числе оснований на ограничение прав на использование территорий могут быть другие оснований, установленные действующим законодательством.

Ограничение прав на землю не является безусловным. Как юридическое действие, запрет должен быть оформлен соответствующими актами органов государственной власти, самоуправления местных администраций или решением судебной инстанций, вынесенных по инициативе таких органов. Основной целью ограничения является сохранение качества земель, достижение рационального и эффективного их использования. Ущемление прав собственников должно быть таким, чтобы в конечном счете не был нанесен значительный ущерб рассматриваемым территориям. Вместе с тем, ограничение прав на землю должно оставлять возможность на продолжение эксплуатации земельных участков в соответствии с их прямым предназначением.

Государственное резервирование земельных участков как основание для уменьшения полномочий собственника

Права собственников территорий, их пользователей или арендаторов на строительство объектов, выращивание сельскохозяйственных культур и другие действия могут ущемляться регламентами и нормативами организаций градостроительного комплекса. Иными словами, понятие государственное резервирование расценивается как возможность государственных и муниципальных органов на законных основаниях предложить владельцам освободить занимаемые площади земельных наделов и не препятствовать государству исполнять свои непосредственные обязанности по расширению границ поселений или занятию таких участков важными стратегическими объектами.

В базе нормативных документов, описывающих правила пользования и осуществления хозяйственного оборота земельного фонда, указываются допустимые запреты на использование участков. Вместе с тем, для соблюдения публичных интересов государственные и муниципальные органы праве ввести своими постановлениями конкретные ограничения, касающиеся деятельности землепользователей. Стоит учитывать, что за владельцами территорий всегда остается право в установленные законом сроки оспорить такие постановления. На практике бывает так, что регистрация земельных участков (обременение или ограничение прав) устанавливается если не по постановлению, то по решению суда.

Специальные ограничения на земельные участки

В эту категорию оснований, по которым собственник или землепользователь может быть ограничен в своих правах или действиях, входят запреты, которые связаны с местоположением таких участков. В данном случае имеет место понятие «сервитут», например, на установление ранних сроков резервирования территорий под нужды государственных органов. Опять же, на регистрацию таких ограничений в кадастре понадобится решение суда.

Общие ограничения на земельные участки

К числу стандартных запретов стоит относить обстоятельства, при которых землепользователь с ведома собственника должен соблюдать установленные ранее для земельных участков требования по охране окружающей среды, сохранению санитарной зоны и других аналогичных условий, которые устанавливаются целевыми нормативными актами.

Возмещение ущерба, вызванного ограниченным использованием земельных участков

Не вызывает сомнений то, что большинство прецедентов с государственными органами по вопросам передела земельной собственности связано с их коммерческим использованием. Разработка и освоение территорий долгий и сложный процесс, требующий затрат времени и трудовых ресурсов. В конце концов, практически каждый землепользователь рано или поздно привязывается к земельному участку.

В конечном счете, собственника мало интересуют основания, по которым, как ему кажется, у него хотят забрать землю. Сделать это все равно придется, причем нелишним будет воспользоваться своим законным правом подсчитать и предъявить муниципальным органам свои убытки и размер упущенной выгоды. Статьей 57 Земельного кодекса предусматривается возмещение убытков в полном объеме. Ответственность за выплату компенсаций несут соответствующие бюджеты, в ведении которых находятся административные органы, которые вынесли постановление.

Понятие пожизненного наследуемого владения

Как вид землевладения утратил свою силу после введения в действие Земельного кодекса. Лицам, зарегистрировавшим такое право ранее, разрешается продолжить пользоваться своими полномочиями, - например, сдавать участок в аренду, продавать или дарить.

Постоянное пользование территориями без срока

Большая часть земельных участков, принадлежащих гражданам, эксплуатируется именно на этой форме вещного права. Опять же, Земельный кодекс, заранее ограничивает права владения землей всеми, кроме государства, поэтому в настоящее время оформление собственности в таком виде не допускается. Разрешается приобретение в собственность не бесплатной основе в случае, если они фактически осуществляется землепользование на основании постоянного бессрочного владения или наследуемого владения.

Сервитуты в настоящее время используются как дополнения к действующей законодательству. Они вводятся в действие с целью обеспечить сохранение интересов общественности и государства.

Земля, несомненно, является природным ресурсом. С каждым днем количество построек увеличивается, уменьшая фонд земель до минимума. Вмешательство государства в порядок присвоения и владения земельных участков физическими и юридическими лицами является вполне обоснованным хотя бы по причине того, что ресурс является не восполняемым. Второй, не менее важной причиной является вовлечение площадей в правовое облако, где они будут находиться под неуемным надзором властей, использоваться строго по целевому назначению.

В настоящее время вопрос с переделом территорий внутри государства остается острым, несмотря на то, что обращение к нормам целевого права имело место еще в советское время, когда право собственности на земельный участок ограничивалось по общим и специальным основаниям.

В основе законодательных норм современных актов лежит четкое определение пределов запрета использования от ограниченного владения земельными участками. Использование такого понятия как предел лишь ограничивает права доступа к своей собственности, но не лишает ее полностью. Ввод в действие целевого назначения для определенного участка, находящегося в постоянном пользовании, никоим образом не уменьшает размера площади или объем полномочий владельца. Ограничение прав на землю, введенное в установленном порядке, указывает на пределы возможностей использования территории.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком остается за теми, кто успел оформить такую форму собственности. В настоящее время такие сделки не регистрируются.

Виды земельного пользования по категориям запретов


В законе о регистрации прав объектов недвижимого имущества доступ к владению земельными участками даже с минимальными ограничениями причисляется к обременению. Правовая категория вступает в действие по причине того, что границы правомочий собственника отражаются в едином государственном реестре и становятся доступной информацией при совершении любых сделок с такой недвижимостью. Ограниченное, пусть и постоянное использование площадей в данном случае подразумевает установленные законодательными актами или постановлениями иных государственных или муниципальных органов, стесняющие владельца в своих действиях по отношению к земле.

Определение ограниченного вид доступа с обременением подходит для таких сделок с недвижимостью как аренда, ипотека или сохранение сервитута при переходе прав.

  • По содержанию ограниченного права. Классификация возможности постоянного пользования земельными площадями подразумевает создание минимальных условий юридического распоряжения (совершение сделок) и порядок ограниченной эксплуатации территорий. В настоящее время законодательно упразднено право бессрочного пользования земельными площадями. При этом ограничение правомочий владельца значительно снижает интерес к оформлению права собственности. При наложении запретов на пользование земельными участками государственные органы обязаны следовать установленному порядку, в частности накладывать ограничения только на определенный срок.
  • Запрет на отчуждение третьим лицам. Ограничение прав на землю в этом случае подразумевает обременение в связи с расположением территории, находящейся в собственности на праве безвозмездного пользования, вблизи объектов специального назначения или природоохранных зон. Границы таких площадей определяются основным объектом и зависят от вида ограниченного доступа к использованию земельного участка.

Вновь создаваемые специализированные зон часто вызваны необходимостью создания эпидемиологической защиты. Например, объектом может быть вредное химическое производство, вокруг которого должна быть специальная территория, в отношении которой приняты особые меры защиты от негативного воздействия на природу и людей.

Какие существуют особенности по ограничениям эксплуатации земельного фонда

ЗК РФ устанавливает обременения, вернее, их классификацию по видам ограничений. В зависимости от конкретной ситуации, к каждому вновь приобретаемому земельному участку или уже имеющемуся во владении на праве постоянного бессрочного пользования, могут применяться те или иные ограничения:

  • Наложить обременения или ограничения (в законе делается уточнение именно по ним, как двум различным видам юридических запретов) на земельный участок могут не только сами владельцы (собственники), но и те, кто пользуются площадями, например, по договору аренды или на праве безвозмездного срочного пользования;
  • Параллельно с проведением государственной регистрацией права собственности на вновь образуемый надел, государственный реестр пополняется сведениями о том, что такая площадь является ограниченно оборотоспособной;
  • Обременение, как и ограничение действуют в отношении территорий только в рамках действующего законодательства. В связи с этим не могут устанавливаться максимальные или минимальные запреты;
  • Если участок земли меняется свой юридический титул, это, в свою очередь, не означает, что площадь земли попадает под измененный регламент ограничений;
  • Информация о любых запретах в отношении земельных участков должна находиться в свободном доступе для участников сделок с недвижимым имуществом (продажа, аренда), то есть все ограничения должны быть зарегистрированы в государственных органах, ответственных за ведение кадастрового учета.

Ограничение прав на землю – сервитут

Одним из видов ограничения доступа к чужим территориям для посторонних лиц является сервитут. Пользование по такому виду ограничения может быть организовано в следующем порядке:

  • Оформляется запрет на проезд или перемещение через земельный участок;
  • На вновь образуемом участке запрещается прокладка инженерных сетей;
  • На всей площади чужих участков запрещается использовать средства мелиорации.

Частный сервитут подразумевает введение запрета на доступ по договору или по решению суда. Ограничение (вырубка леса, ловля рыбы) будет носить публичный характер в том случае, если оно установлено соответствующим постановлением государственных и муниципальных органов.

Один из видов обременения, касающийся права собственности или долгосрочной аренды. Не допускается приобретение в аренду земельных участков, которые находятся во владении государственных органов.  Исключением в данном случае будут являться площади, специально выделенные для целей строительства. При приобретении в ипотеку участка должен соблюдаться минимальный размер нормативной площади территории.

Долгосрочная аренда

Выдача участка в срочное пользование другим лицам на праве пользования по договору (аренды) должна проходит обязательную государственную регистрацию. Наличие таких отношений не мешает владельцу совершать сделки или менять свои участки на территории другого размера площади. Даже если эксплуататор на праве безвозмездного пользования узнает, что у земли новый собственник, это не влечет завершение договора аренды.

Концессия или доверительное управление как вид ограничения используются менее редко. Тем не менее, такой вид передачи земельных участков в пользование третьим лицам подразумевает прямое извлечение прибыли. Размер платы за пользование ресурсом определяется соответствующим договором.

Арест земель, находящихся в безвозмездном бессрочном пользовании

Процедура, которую инициируют представители власти. На практике используется довольно часто. Причины для таких действий со стороны властей, могут быть разные. Это может быть наличие непогашенной задолженности или нарушение правового режима земель. В этом случае оформляется запрет на доступ и совершение сделок с земельным участком. Арест как форма ограничения является абсолютной. Приобрести в собственность такие земли и зарегистрировать свое право владения никто не даст.

Информация о наличии обременений (ограничений)
Перед тем, как совершить сделку с землей, необходимо убедиться в отсутствии ограничений в отношении порядка ее использования. Получить такую информацию несложно – достаточно оформить и отправить соответствующий запрос в органы, ответственные за ведение кадастрового учета. Как показывает практика, такая выписка может пригодиться не один раз.

Все статьи
Землеустройство