ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административное взыскание за нарушение земельного законодательства

Принятие Земельного кодекса РФ явилось очередной ступенью урегулирования вопросов землепользования и возможности привлечения нарушителей к ответственности за незаконные действия.

Противоправность действий характеризуется виновным поведением лица, нарушающего закон и права иных лиц во владении землей, несоблюдении экологических норм, приводящих к утрате и порче земельных наделов.

Административное взыскание является мерой наказания за правонарушение, цель которой заключается в воспитательном процессе лица, нарушившего закон и профилактической работе по предупреждению новых незаконных действий.

Действующее земельное законодательство в области административных нарушений систематизировало виды проступков в сфере землепользования по объектам посягательства и степени ответственности.

Виды проступков, за которые наступает административная ответственность

Незаконность действий лиц, посягающих на устои закона можно подразделить на:

  • нарушения, посягающие на права собственника, регулируются главой 7 КоАП РФ и связаны с занятием земельных наделов без правовых оснований и пользованием участками без специального разрешения, в предусмотренных законом случаях;
  • нарушения правил природопользования и экологической безопасности земель являются предметом регулирования главы 8 КоАП РФ;
  • несоблюдение установленного порядка пользования сельскохозяйственных земель относятся к компетенции главы 10 КоАП РФ;
  • правовые проступки в вопросах управления землей, выражающиеся в несоблюдении сроков рассмотрения заявлений о предоставлении участков в пользование и правил по регистрации сделок. Ответственность за данные проступки наступает в соответствии с главой 19 КоАП РФ.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

К административной ответственности за земельные правонарушения можно привлечь любое виновное лицо, которому на момент совершения незаконного проступка исполнилось 16 лет. Должностные лица, могут подвергаться административному взысканию по основаниям ненадлежащего исполнения, возложенных на них служебных полномочий.

Должностным лицом в соответствии с нормами КоАП РФ признается лицо, которое наделено административно-распорядительными функциями в структурных подразделениях властных государственных или муниципальных органов, вооруженных силах, а так же является руководителем организации или предприятия.

Наложение административного взыскания на юридическое лицо за земельные правонарушения предполагается, если будет обнаружено, что при наличии возможности соблюдать правовые нормы области земельного законодательства, он не предпринял никаких мер по их выполнению.

Примечательно, что к одновременной ответственности могут быть привлечены как сама организация, так и ее руководитель.

Административная ответственность за земельные правонарушения

Законодательство предусматривает два вида административного взыскания за неправомерные действия в сфере землепользования:

  • предупреждение;
  • штраф;

Предупреждение представляет собой изложенное в письменной форме предостережение в адрес лица, совершившего административный поступок о недопущении повторного нарушения.

Административный штраф является мерой финансовой ответственности, в отношении лица, совершившего проступок, и предусматривает оплату денежной суммы в доход соответствующего бюджета.

Виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Кодекс об административных правонарушениях содержит описание нарушений в сфере земельного законодательства и мер воздействия за их совершение. Административная ответственность за земельные правонарушения может наступить в следующих случаях:

  • Незаконные действия лиц, заключающиеся в самовольном занятии или пользовании земельными участками без разрешительных документов, а так же без права дающего заниматься хозяйственной деятельностью караются наложением административного взыскания по ст. 7.1 КоАП РФ в виде штрафа, исчисляемого в зависимости от кадастровой стоимости земли.
  • Нарушение межевых границ земельных участков могут ограничиться предупреждением или взысканием штрафа.
  • По ст. 7.8 кодекса может быть назначено наказание за пользование земельным участком, прилегающим к водоему или водоохранной зоне  без разрешительных документов.
  • Следующая норма кодекса содержит меры административного воздействия за незаконное пользование лесным земельным наделом. Наказание неминуемо в случае проведения работ по раскорчевке, обработке лесоматериалов, складирования незаконно вырубленной древесины на лесных землях без разрешительных документов.
  • Лица, которым соответствующими органами представлены в пользование наделы лесного фонда не вправе обмениваться ими, уступать права третьим лицам без согласия собственника. Если таковые действия были допущены, то может наступить ответственность согласно ст. 7.10 КоАП РФ.
  • Положения ст. 7.16 кодекса содержит запрет на отвод земли в исторических и культурных рекреационных зонах.
  • Положения главы 8 КоАП РФ направлены на защиту экологической целостности и равновесия природы. Признается незаконной любая порча земель, направленная на уничтожение плодородных слоев почвы. Нарушение целостности земель путем засорения излишним применением химикатов или опасными отходами признаются административным правонарушением и виновные лица подлежат наказанию.

Так же незаконными являются действия и бездействия лиц:

  • по приданию земле ее первозданного вида путем выполнения работ по рекультивации (ст. 8.7 КоАП РФ);
  • использованию земель в разрез с целевым предназначением, несоблюдение требований по улучшению и сохранению почвы (ст. 8.8 КоАП РФ);
  • предоставления земель в защитной зоне водоемов с нарушением установленного порядка (ст. 8.12 КоАП РФ);
  • порча земли в результате незаконной деятельности в виде пастбищных угодий, сенокосных наделов, систем мелиорации и водоснабжения, а также уничтожение лесных дорог (ст. 8.30 КоАП РФ).
  • правонарушения в сфере сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель предусмотрена нормами главы 10 КоАП РФ.
  • Глава 11 Кодекса об административных правонарушениях содержит ответственность за незаконные действия в сельскохозяйственной отрасли путем уничтожения угодий и пастбищ.
  • Меры административного взыскания могут наступить за устройство свалки, стока канализации в местах, прилегающих к автомобильной дороге. Незаконная укладка технических устройств и коммуникаций, установка рекламных щитов, указателей либо строительство придорожных объектов без согласования с дорожными органами, а равно розжиг костров вблизи деревянных мостов является основанием для назначения наказания по ст. 11.21 КоАП РФ.
  • Глава 19 КоАП РФ содержит порядок наложения административного наказания за нарушение порядка управления, в частности по нарушению сроков рассмотрения заявок о выделении земли. Регистрация незаконных сделок с землей по  ст. 19.21 КоАП РФ признается административным правонарушением.

Принципы уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства

Более суровая ответственность предусмотрена за совершения правонарушений, за которые может быть применено уголовное наказание. Преступлением в сфере земельного пользования является противоправное общественно опасное деяние, совершенное лицом с умыслом или по неосторожности.

Принципы уголовной ответственности заключаются в том, что наказанию могут быть подвергнуты только граждане и должностные лица.

За совершение уголовно наказуемого деяния Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность в виде:

  • штраф, размер которого рассчитывается на базе МРОТ;
  • работ, к которым может быть привлечено виновное лицо по судебному решению;
  • ограничения или лишения свободы..
  • Получить строгое наказание возможно за несоблюдение следующих норм законодательства:
  • за умышленное действия по порче земель с причинением значительного ущерба. Под уничтожением понимается приведение  участка земли в полную непригодность для дальнейшего использования или значительное ухудшение его состояния. Данное преступление должно содержать тяжкие последствия, для устранения которых понадобится длительное время и финансовые затраты;
  • преднамеренное причинение вреда чужому имуществу при отягчающих обстоятельствах с причинением ущерба, превышающем 500 МРОТ;
  • регистрация незаконных сделок с землей, искажение сведений из кадастрового реестра либо намеренное уменьшение платежей за землю, совершенное должностным лицом из корысти или личной заинтересованности посредством служебного положения;
  • меры уголовной ответственности могут наступить за принуждение совершение сделки с землей или отказ от ее совершения под воздействием угроз жизни, за причинение вреда чужому имуществу;
  • за ухудшение или иную порчу ядохимикатами и иными опасными средствами, в результате которых был причинен ущерб человеку или природе наступает ответственность согласно ст. 254 УК РФ.

Земля, будучи источником благосостояния граждан, требует бережного отношения к ней, осознание данного факта позволит сохранить ее в первозданном виде для потомков. Никакие меры административной и уголовной ответственности не помогут, если люди не будут соблюдать элементарные правила землепользования.

Все статьи
Землеустройство