ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Государственный земельный надзор

Государственный земельный надзор реализуется в порядке, определенном Постановлением Правительства России. Такой контроль гарантирует сохранность земель как природного ресурса. Существует два понятия о виде государственного надзора:

  • общий – в компетенции Президента, Правительства;
  • специальный – исполняется специально уполномоченным учреждением – Росреестром.

Постановление Правительства определяет функции, которые должен осуществлять государственный земельный надзор:

  • выявлять и собирать сведения о нарушениях земельного законодательства местными властями, юридическими лицами, частными предпринимателями;
  • предупреждать и предотвращать еще не начавшиеся нарушения;
  • пресекать нарушения и привлекать к административной и юридической ответственности нарушителей.

Государственный земельный надзор за соблюдением законов Земельного кодекса и постановлений правительства осуществляется за:

  • органами государственной власти;
  • органами местного самоуправления;
  • юридическими лицами:
  • должностными лицами;
  • частными предпринимателями;
  • гражданами.

Одной из основных функций, которые призван выполнять государственный земельный надзор, содержит понятие – гарантия соблюдения требований охраны и использования земель органами государственной власти, субъектами предпринимательской деятельности, юридическими лицами, всеми гражданами.

Осуществление государственного земельного надзора

По действующему Постановлению Правительства России, Росреестр и его территориальные органы выполняют осуществление государственного земельного надзора за порядком выполнения требований:

  • недопущение без оформления надлежащих документов самовольного захвата земельных участков, их обмена и использования;
  • контролируется порядок целевого использования земель и порядок исполнения требований, направленных на приведения их в пригодное для этого состояние;
  • своевременное проведение сельскохозяйственных работ на арендованных участках земли;
  • порядок сохранения межевых границ участков;
  • обязательное использование по назначению земель, которые предназначены для сельхозпроизводства, жилищного строительства;
  • своевременные платежи за использование земель;
  • порядок выполнения Постановлений Правительства, органов Росреестра и его территориальных органов, касающихся порядка соблюдения земельного законодательства в земельных отношениях;
  • юридического переоформления права на бессрочное пользование землей, право аренды или приобретения участков в собственность.

На федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и территориальные учреждения возложены обязанности по надзору за соблюдением:

  • не нанесения вреда земле в результате уничтожения плодородного слоя, применения ядовитых химикатов или других вредных для здоровья людей средств;
  • охраны земли от ветровой и водной эрозии;
  • целевого использования сельскохозяйственных земель;
  • мелиоративных работ, которые могут нанести вред почве и др.

Федеральная служба по надзору в области природопользования и ее местные органы выполняют функции надзора за:

  • порядком обязательной рекультивацией земель во время разработок месторождений полезных ископаемых;
  • порядком выполнения разных видов работ по предотвращению природных и других процессов, которые могут ухудшить состояние земель.

Положение о государственном земельном надзоре

Положение о государственном земельном надзоре предусматривает выявление нарушений Постановлений Правительства в земельных отношениях в рамках земельного законодательства между местными властями, предпринимателями, гражданами посредством проверок, в результате которых принимаются меры по устранению и пресечению негативных последствий.

Система надзора за выполнением требований, которые содержит положение о государственном земельном надзоре, предусматривает обследование земельных участков разных форм собственности, анализ правовых актов, касающихся использования и охраны земель и других видов надзора, которые предусмотрены в земельном законодательстве. Проводится систематическое наблюдение за исполнением требований правительственных постановлений и норм закона о земельных отношениях. 

Существует два вида проверки: плановая и внеплановая. Плановые проводятся в порядке определенного плана. Система проведения плановых проверок разрабатывается отдельно для органов государственной власти, территориального самоуправления, частных предпринимателей, юридических лиц, граждан. При этом учитывается их периодичность, в соответствии с законодательством, результатами и анализом уже проведенных обследований земельных участков. Сроки посещения контролирующих органов определяются административными регламентами.

Основанием для того, чтобы госнадзор прислал проверяющего, нужны основания. Например, деятельность органов местного самоуправления или государственной власти контролируется через два года после окончания последней плановой проверки.  

Внеплановые осуществляются для контроля над тем, как выполняются или не выполняются предписания об устранении нарушений, которые были выявлены ранее.

Проведение внеплановой проверки объекта может осуществляться на том основании, что:

  • истек срок предписания для устранения нарушений на объекте;
  • есть соответствующее Постановление Правительства или распоряжение руководителя Росреестра;
  • в органы госконтроля или муниципального контроля поступило заявление органов государственной власти, юридического лица или граждан о возникновении угрозы: нанесения вреда окружающей среде: жизни людей; безопасности государства или есть опасность возникновения чрезвычайной ситуации; если нарушены права потребителей.

Если нарушения не устранены в срок, указанный в предписании, составляется протокол об административном нарушении и его материалы передаются в суд.

Должностные лица Росреестра имеют право составлять протоколы по таким нарушениям:

  • Если земельный участок занят самовольно, без надлежащих документов.
  • Если нарушены земельные границы участков.
  • Если произведена самовольная мена земельных участков.
  • Если земельный участок используется не по целевому назначению.
  • Если государственные власти совершили незаконные действия в земельных отношениях.
  • Если не проведена рекультивация во время разработок месторождения полезных ископаемых и наличие других нарушений, предусмотренных постановлениями Правительства и земельным законодательством.

По результатам обследования проверяющие организации составляют акт, где указывают на выявленные проблемы и в течение пяти дней после составления акта в письменном виде обязаны проинформировать уполномоченный орган госнадзора о выявленных нарушениях.

И, если в течение месяца со времени получения акта с указанием нарушений, которые предусматривает Постановление Правительства или земельное законодательство, проблемы не устраняются, государственные проверяющие обязаны на протяжении 15 дней после окончания срока выявления проблемы, предоставить информацию о нарушениях в прокуратуру.

Осуществляя государственный земельный надзор, должностные лица действуют совместно со своими территориальными организациями, местными органами исполнительной власти и властями местного самоуправления, правоохранителями, общественными организациями.

Все результаты об устранении или не устранении нарушений земельного законодательства и Постановлений Правительства собственниками земельных участков и выводы проверяющих включаются Росреестром в национальный доклад об использовании земель и их состоянии в Российской Федерации.

Все статьи
Землеустройство