ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Рекультивация нарушенных земель

Рекультивация нарушенных земель предполагает проведение мероприятий, ориентированных на их восстановление, а также на улучшение экологии. В понятие «нарушенные земли» включаются происходящие процессы, связанные с различными видами работ (строительные, археологические, геологоразведочные), приводящие к нарушению почвы, режима местности, иным качественным изменениям. Уничтожение плодородного слоя почвы также включается в это понятие. Земли, которые подверглись рекультивации, это восстановленные в категории продуктивности территории, с целью улучшения условий окружающей среды и народнохозяйственной ценности.

Этапы рекультивации участков

Рекультивация нарушенных земель включает два метода:

  • Биологический.
  • Технический.

Биологический этап проводится с целью восстановление почвы, происходит после технической стадии, включает в себя агротехнические и фитомелиоративные мероприятия, ориентированные на создание и возобновление флоры, исторические сложившейся в определенном регионе, а также фауны.

Технический этап включает в себя приведение в порядок состояния земель для дальнейшего использования. На этом этапе осуществляется приведение в порядок состояния ландшафта участков, в частности, засыпка траншей, неровностей, рвов, провалов грунта, возводятся гидротехнические и мелиоративные сооружения, проходит захоронение отходов, относящихся к токсичным. Кроме того, проблема - уничтожение плодородного слоя почвы, ликвидируется на этом этапе.

Направления рекультивации земель

Приведение состояния участков земель в порядок, мероприятия по рекультивационным работам делится на стадии:

  • проведение изыскательских работ на объектах, подлежащих восстановлению: (обследования почвы, анализы в лаборатории, фотографирование и т.д.);
  • определение характеристики объекта и находящихся там загрязнений;
  • определение территории загрязненной почвы;
  • использование в мероприятиях сорбентов;
  • проведение обваловки;
  • проведение очистки территории: механическая, микробиологическая, сорбционная;
  • надзор над процессом очистки почвы;
  • нанесение на нарушенные земли плодородных пород, слоя почвы;
  • уничтожение промышленных объектов, коммуникаций транспорта, сетей электричества, зданий, сооружений;
  • очистка участков от расходов производственного назначения, приведение в порядок их состояния;
  • монтаж водоотводящей, дренажной системы для дальнейшего использования рекультивированных участков;
  • покупка, посадка саженцев;
  • подготовка дна, устройство карьерных и иных выемок при образовании в них водоемов;
  • восстановление плодородия рекультивированных участков, которые передаются в использование для нужд сельского хозяйства.

По каким причинам происходит порча качественного и количественного состава земель?

Порча плодородного слоя почвы и иные негативные процессы, происходящие в ней, вызваны видами деятельности человека. В процессе порчи почвы, может возникнуть необходимость в рекультивации земель, водоемов. В деятельность человека, приводящую к порче, включаются:

  • проведение хозяйственных работы;
  • добыча полезных ископаемых, разработка месторождений;
  • проведение вырубки лесов;
  • добыча полезных ископаемых;
  • образование свалок;
  • возведение городов;
  • возникновение гидротехнических сооружений, иных объектов аналогичного предназначения;
  • проведение военных испытаний, включая и испытания оружия, относящегося к ядерному.

Разрешения на добычу полезных ископаемых юридическими лицами вне зависимости от форм собственности выдают уполномоченные органы субъектов РФ. Разрешения необходимы, так как деятельность организаций и предприятий вне зависимости от форм собственности, связана с нарушением почвенного покрова. Разрешения выдаются не всем предприятиям любой формы собственности, если существуют основания для отказа.

Правовые основания рекультивации государственных и муниципальных земель

Рекультивация государственных и муниципальных земель проводится согласно основаниям, изложенным в Постановлении, вынесенном высшим исполнительным органом власти в 1994 году (№140). Кроме того, восстановление государственных и муниципальных земель проводится на основании Основных положений, утвержденных приказом Минприроды от 1995 года (525/67).

Рекультивация государственных и муниципальных земель, нарушенных действиями юридических лиц, вне зависимости от форм собственности, физическими лицами в процессе разработки месторождений полезных ископаемых, осуществлении различных видов строительных, проектно-изыскательных и иных работ, связанных с нарушением почвы осуществляется за счет личных средств предприятий, организаций и граждан по основаниям назначенного проекта рекультивации земель. Также восстановление государственных и муниципальных земель происходит за счет личных средств предприятий, вне зависимости от форм собственности, за счет физических лиц при складировании, захоронении промышленных отходов, загрязнений территории, если по условиям восстановления необходимо снять плодородный слой почв.

Разработка проектов рекультивации государственных и муниципальных земель происходит на основании определенных факторов, имеющих немаловажное значение. Факторы, на основании которых создается проект восстановления государственных и муниципальных земель:

  • условия используемого и восстанавливаемого района (климатические, геологические, вегетационные, гидрологические);
  • месторасположение используемого, нарушенного участка;
  • основания совершенствования используемой территории;
  • состояние нарушенных государственных и муниципальных земель (фактическое, прогнозируемое) к моменту восстановления (включает в себя форму и площадь техногенного рельефа, критерий естественного зарастания, перспективное использование восстанавливаемых земель, наличие слоя почвы, относящегося к плодородному, прогноз уровня грунтовых вод, подтопление, процессы эрозийного характера, критерии загрязнения почвы);
  • период использования восстановленных земель с учетом возможности рецидивного нарушения;
  • охрана экологии региона от загрязнений, от газовых выбросов, сточных вод;
  • защита флоры, фауны используемого региона.

Стоимость для юридических лиц вне зависимости от форм собственности, физических лиц восстановления земель, складывается из мероприятий:

  • проведение проектно-изыскательных мероприятий, обследований почв, иных исследований, картографирование, лабораторные исследования и т.д.;
  • проведение экспертизы со стороны государства проекта рекультивации земель;
  • мероприятия по транспортировке и складированию слоя почвы, относящемуся к плодородному;
  • приобретение плодородного слоя почвы;
  • мероприятия селективной выемке поверхности, складированию плодородных слоев;
  • засыпку канав;
  • уничтожение послеосадочных процессов;
  • приобретение саженцев и т.д.

Исходя из проведения тех или иных мероприятий, формируется стоимость восстановления земель.

Создание проектов рекультивации происходит в сточном соответствии с настоящими нормативами и стандартами экологического, санитарно-гигиенического, строительного, лесохозяйственного, водохозяйственного назначения. При этом учитываются такие критерии, как природные условия, климат, степень нарушений, расположение земель.

Полномочия комиссии по приемке-передаче некультивируемых земель

Для организации приемки-передачи некультивируемых территорий представляется целесообразным создание специальной Комиссии на постоянной основе. Полномочия членов Комиссии выступают вопросы, связанные с восстановлением нарушенных территорий, приемка-передача восстанавливаемых земель. Создание комиссии осуществляется во исполнение требований закона, если иное не предусмотрено его правовыми нормами. Членами создаваемой Комиссии на постоянной основе являются представители государственных органов с направлениями деятельности:

  • землеустроительное;
  • природоохранительное;
  • водохозяйственное;
  • лесохозяйственное;
  • сельскохозяйственное;
  • архитектурно-строительное;
  • санитарное;
  • финансово-кредитное и т.д.

Таким образом, в составе комиссии должны присутствовать должностные лица, выступающие от имени государственных органов, заинтересованных в восстановлении нарушенных земель. Приемка-передача рекультивирвоанных земель происходит в сроке один месяц с момента поступления в созданную Комиссию оповещения в письменной форме о том, что работы по восстановлению земли завершены в полном объеме с приложением к извещению необходимых материалов. Перечень материалов, прилагаемых к заявлению создается Комиссией. По ее желанию список может быть дополнен в зависимости от степени нарушения земель, возможности последующего использования территорий.

Все статьи
Землеустройство