ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Химическое загрязнение окружающей среды

Эксплуатация территорий, на которых фиксируется высокий радиационный фон, не допускается. Химическое загрязнение окружающей среды губительно влияет на растительность, животный мир. Ведение сельскохозяйственной деятельности на таких участках является сомнительным, продажа продуктов, взращенных на таких землях, может повлечь привлечение к установленной законом ответственности.

В статье 14 Земельного кодекса определяется следующее: использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, на которых не ведется в установленном порядке производство продукции, ограничивается. Такие территории подлежат исключению из оборота земель сельскохозяйственного назначения. В дальнейшем такие участки консервируются, учитываются как запасные.

Правительством Российской Федерации определяется правовой режим использования земель, на которых сохраняется высокий радиационный фон, касающийся сохранения строений, промышленных объектов, проведения технических или мелиоративных работ, определяется по нормативам предельно допустимых уровней заражения.

Возмещением убытков, которые явились следствием радиоактивного или химического воздействия на земельные участки, занимаются лица, по вине которых наступили такие последствия. Размер ущерба определяется ввиду невозможности дальнейшего использования территорий по их целевому назначению, снижения качества земель сельскохозяйственного назначения. При определении ущерба учитываются расходы, которые понадобятся на оплату работ по дезактивации участков и затраты на полное восстановление исходного состояния земель. Возмещение причиненных убытков производится владельцам территорий, на которых произошло химическое загрязнение среды

Правовые режимы, которые могут устанавливаться для непригодных территорий

  • Перевод в категорию земель, подлежащих консервации, осуществляется в том случае, если такие участки непригодны для проживания человека (опасны для здоровья), качество получаемой на таких территориях продукции не соответствует международным стандартам качества. Отнесение земель в категорию запаса происходит и в случае отсутствия эффективных технологий, которые позволили бы в течение разумного времени устранить неблагоприятные последствия;
  • При соблюдении особого режима использования территорий, на которых произошло радиоактивное загрязнение окружающей среды, такие земли могут использоваться по целевому назначению. В числе обязательных условий, допускающих эксплуатацию, проведение восстановительных работ (дегазации, дезактивации), сдача проб грунта и продукции на проведение лабораторных исследований;
  • В случае, если на территориях, подвергшихся радиоактивному или химическому заражению вредными веществами, в течение определенного времени фиксируется восстановление нормативных значений радиационного фона и других показателей, разрешается использование земель по целевому назначению без соблюдения особого правового режима.

Понятие особых условий и ограничений, которые вводятся для зараженных земель, является вполне определенным. Органы исполнительной власти федерального или местного значения несут административную ответственность за своевременное издание соответствующих распоряжений, согласно которым будет определен порядок охраны территорий от посторонних лиц, принятие мер к возмещению причиненных убытков владельцам, проведению специальных обследований территорий, выявлению проблем, мешающих восстановлению качественного состояния земель.

Установление охранных зон

Земли, на которых произошло химическое загрязнение среды опасными для жизнедеятельности веществами, попадают под защиту государства (особый охранный режим). Установление охранных зон происходит в соответствии со специальными распоряжениями соответствующих органов исполнительной власти, которым подведомственны зараженные территории. Указами министерств также определяются ответственные лица, организации и ведомства, которые будут ответственны за соблюдение специального режима охраны на землях, ограниченно пригодных для использования по целевому назначению. Указанные субъекты будут обеспечивать сохранение строений, объектов промышленного и культурного назначения, которые попали под радиоактивное загрязнение окружающей среды.

Дальнейшее использование земель

После того, как завершается восстановление рекреационных работ, уровня допустимых значений радиационного фона и содержания вредных химических веществ до допустимого уровня, соответствующие органы власти выносят соответствующее распоряжение о дальнейшей судьбе территорий. Суть постановлений сводится к установлению режима проживания населения, ведения сельскохозяйственной деятельности, который будет согласован с требованиями регламентов градостроительства, санитарно-гигиенических нормативов и правил охраны природы.

Возмещение убытков, причиненных территориям

Химическое загрязнение окружающей среды или радиационное заражение местности не проходит бесследно. Так или иначе, земли, которые подверглись заражению, становятся непригодными не то, что для проживания человека, но и для произрастания растений и сельскохозяйственных культур.

Причины, по которым может возникнуть проблемы с качеством местности, обычно носят техногенный характер. Предприятия и организации часто грешат тем, что сбрасывают отходы в нарушение действующего законодательства.  В результате земли, на которых осуществляется деятельность частными лицами или предприятиями, приходят в негодное состояние.

Правовой режим, устанавливаемый по умолчанию для земель сельскохозяйственного назначения и территорий, где проживает человек, подразумевает понятие ответственности лиц, ответственных за ухудшение качественного состояния грунта и окружающей среды. Пунктом 3 стать 14 Земельного кодекса уточняются следующие моменты:

  • Виновные в наступлении негативных последствий для земель, должны полностью возместить убытки, причиненные своими незаконными действиями;
  • За нарушителями остается обязанность компенсации затрат, понесенных соответствующими службами, которые проводили восстановительные работы;
  • Если земли соответствующим распоряжение органа исполнительной власти были переведены в режим консервации, виновные лица также должны будут возместить стоимость этих земель. Оплату расходов собственника на приобретение нового надела придется платить не по кадастровой стоимости, так как она часто оказывается меньше фактической, а по результатам работы независимых оценщиков.

Проще говоря, вопрос возмещения убытков, которые несут собственники, решается по принципу полного удовлетворения требований владельца. Последний обычно получает свои деньги по иску.

Нормативные документы, которые используются в работе для принятия мер к охране окружающей среды и при оценке ущерба

  • Оценка состояния почвы (превышение концентраций биологических и химических веществ) используются Санитарно-эпидемиологические нормативы и правила. Для почвы используется регламент 2.17.1287-03. Документ предусматривает предельно допустимые нормы для почв сельских и городских поселений, а также угодий, на которых ведется сельское хозяйство. В соответствии с нормативом вычисляется концентрация микробиологических организмов, биологических и химических веществ.
  • Федеральным законом 109 от 1997 года установлена система мер, предусматривающая безопасное обращение с агрохимикатами и пестицидами. Существуют пестициды, оборот которых является ограниченным по причине высокой концентрации и высокой активности. Чтобы использовать препараты этой группы, необходимо специальное разрешение.
  • 170-ФЗ 1995 года устанавливает правила использования атомной энергии. Согласно закону, размещение источников радиационной опасности, атомной энергии должно происходит только по решению, которое принимает Правительство РФ. Проект решения в обязательном порядке согласовывается с администрациями областей и регионов, где планируется размещение таких объектов (удаленность от населенных пунктов и другие вопросы).
Все статьи
Землеустройство