ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ С ЮРИСТОМ

Объединение специализированных юристов
по земельным вопросам

Перераспределение земель государственной собственности в частную

Суть процесса перераспределения

Суть перераспределения земельных участков заключается в том, что границы смежных участков пересматриваются, изменяются, изменения фиксируются соглашением, и в итоге образуются смежные земельные участки с новыми границами. Прежние смежные участки, находившиеся на месте вновь образованных, упраздняются.

Процесс перераспределения регламентируется статьей 11.7 и главой V.4 Земельного кодекса.

Основания перераспределения

Закон утверждает строгий перечень оснований, наличие которых делает возможным осуществление перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной либо государственной собственности в частные:

  • Перераспределение земельных участков для достижения соответствия их границ согласованному и подписанному проекту межевания участка;
  • Перераспределение земельных участков, застроенных различными объектами и на которые оформлен договор на осуществление их развития, также для приведения их в соответствие с согласованным и оформленным планом межевания участка;
  • Перераспределение участков, принадлежащих гражданам и использующихся для личного хозяйства, частного строительства и т.д.

Цель, ради которой проводится перераспределение земельных участков: исключение изломанной границы частных участков, вклинивания и внутреннего включения фрагментов государственных и муниципальных территорий в частные.

Установленные максимальные площади частных земельных участков – это предельная величина, которую не может превышать размер вновь образованных после перераспределения частных территорий.

Утвержденный план межевания становится тем образцом, в соответствии с которым происходит процедура. Если этого плана нет, то используется схема расположения земли.

Все земельные участки, которые будут подвергнуты перераспределению, должны соответствовать следующим параметрам:

  • Они не должны принадлежать к разным муниципальным образованиям;
  • На них должны быть кадастровые данные, и их границы должны быть установлены;
  • Участки должны иметь пересечения, соприкосновения между собой;
  • Должны относиться к одной категории земель и иметь назначение, не противоречащее остальным территориям, фигурирующим в процессе.

Соглашение о перераспределении

В случаях, когда гражданам или юридическим лицам – собственникам земельных участков необходимо их перераспределение с землями государственной или муниципальной собственности, этот процесс оформляется на основании соглашения между частными собственниками и государством.

В этом соглашении отражаются сведения о том, право чьей собственности: государственной, муниципальной или частной, устанавливается на вновь образованных территориях.

К оформленному соглашению обязательно прикладываются кадастровые паспорта всех участков, образованных в результате перераспределения.

Оплата стоимости увеличения частной земли

В случае увеличения частных земельных территорий, требуется заплатить за это увеличение денежные средства государству.

Стоимость, которую необходимо будет оплатить определяется: Правительством России, органом власти в субъекте РФ или муниципальным органом управления, в зависимости от того, к чьей собственности земля относится.

Порядок оформления соглашения

Процесс заключения соглашения об осуществлении перераспределения земель проходит в несколько этапов:

  • Юридические лица и граждане – собственники, смежных с государственными, земельных участков должны написать заявление и собрать документы (копии) к нему в соответствующий орган, в зависимости от того, в государственной или муниципальной собственности, находится земля, с которой будут перераспределены их участки;
  • Если в заявлении и документах, приложенных к нему, будут ошибки или недочеты, а также при ошибке с адресатом подачи заявления, оно возвращается в десятидневный срок, с объяснением причин возврата;
  • В случае отсутствия причин для отказа в принятии заявления, его рассматривают не более тридцати дней и озвучивают решение по нему: соглашаются на перераспределение земель и выдают заявителю свое согласие и схему распределения земель, либо согласие на перераспределение в соответствии с планом межевания; либо высылают отказ в перераспределении земель с объяснением причины;
  • Заявитель, по делу которого принято положительное решение, должен обеспечить все кадастровые операции по учету вновь образованных земельных участков, а также кадастровых операций по учету государственных участков, подлежащих перераспределению, сведений о границах которых в кадастре ранее не было;
  • В течение тридцати дней после предоставления кадастровых паспортов в государственный или муниципальный орган, заявителю отправляются для проставления подписи экземпляры соглашения. Подписать их необходимо также в тридцатидневный срок.

Все вновь образованные смежные территории должны быть поставлены на учет одновременно.

Заявление на перераспределение

В заявлении отражаются: все идентификационные данные заявителя – гражданина или юридического лица; кадастровые номера всех участков, фигурирующих в операции; реквизиты плана межевания, если он есть; контакты для связи с заявителем.

К заявлению прикладываются следующие документы:

  • Копии документов, подтверждающих собственность на участок;
  • Схема территории, если нет плана межевания;
  • Нотариально заверенная доверенность, если заявитель предоставляет документы через посредника;
  • Нотариальный перевод документов, представленных на иностранных языках.

Причины отказа

Отказ в перераспределении государственной и муниципальной собственности в частную может объясняться одной из причин:

  • Несоответствие причины для осуществления данной операции ни одной из утвержденных законом;
  • Не получено письменное разрешение всех землевладельцев, землепользователей, держателей залога, арендаторов земель;
  • На участках, которые после процедуры окажутся частными, присутствуют объекты недвижимости, принадлежащие государству;
  • В проект попадают участки, изъятые из оборота, или предназначенные для исполнения государственных или муниципальных нужд, а также фигурирующие в качестве предмета уже объявленного аукциона;
  • В проект входят участки, на которое уже подано заявление о согласовании какой-либо операции с ним, и решения по этому заявлению еще нет;
  • Превышены предельные размеры частной собственности, получившиеся бы в результате перераспределения;
  • Наличие нерешенных вопросов по границам земель, которые затронет перераспределение и нахождение земель в уже утвержденных ранее планах межевания или в природоохранной зоне.

Чтобы снизить вероятность отказа, нужно внимательно отнестись к подготовке документов. В настоящее время подача документов может осуществляться как лично, так и в электронной форме через Интернет.

Все статьи
Землеустройство